Пенсия сегодня – это уже не то, что было раньше

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Фото: Андрес Раудялг

Nordea Pensions Estonia представляет читателям серию статей, в которой Кристьян Порт подробно раccуждает об изменившихся понятиях пенсии и будущего, а также о связанном с ними развитии в окружающем нас мире. 

Современному человеку мысль работать до самой смерти кажется ужасной. Что необходимо сделать для своего будущего, чтобы провести пенсию по-другому?

Сегодня людей пугает идея работать до смерти, ведь раньше причины были более естественными. Пару сотен лет назад даже в развитых странах было мало шансов прожить дольше 40 лет. В этом возрасте работоспособность людей должна быть высокой, но, к сожалению, раньше все силы человека к тому времени были выжаты. Постепенно набираясь уму-разуму, люди стали более сильными. Развивалась социальная система, улучшался уровень жизни, выросла продолжительность жизни.

Зарождение пенсионной системы

В связи с последним стало расти число умирающих от старости, вынужденных в определенный момент сократить или прекратить свой трудовой век по причине снижения работоспособности. Долгожителей тогда было относительно немного, и забота о них ложилась на плечи работоспособного населения, то есть более молодых. О раненых на войне обычно заботился правитель. Растущая продолжительность жизни, прирост населения и переселение из деревень в города усложнили ситуацию. Помимо снижения работоспособности наблюдалось неумение пожилых быстро овладеть новыми навыками в развивающейся промышленности. В то же время повысился уровень благополучия в городах. С целью предотвращения прорастания и распространения ростков социализма, спровоцированного ростом бедных слоев населения, в 1889 году в Германии утвердили пособие для пожилых граждан. Так появилась государственная пенсионная система.

Пенсионная идея пошла в другие страны, и этот процесс продолжается по сей день. Люди работают, развивают рабочую и жизненную среду, добавляя жизни богатства и годы. На протяжении работоспособных лет с работающего населения взымаются налоги, и часть из них ему возвращаются, когда работать уже нет сил. Это не пожертвования, не милостыня, а калькуляция: на какое время хватит пенсионных денег, с кого сколько собирать, когда начинать выплаты и когда можно ожидать окончания периода трудовой ответственности.

Будущее зависит от тебя самого

Заинтересованных сторон, подсчитывающих деньги, здесь несколько. Из них самую большую заинтересованность, вероятно, проявляет является самый плохой математик. Его арифметика проста: сейчас я работаю, а потом начну получать пенсию. Но времена изменились, и у простой формулы появились некоторые нюансы. Например, пенсионные ступени. С целью повышения активности получателя пенсии, а также, возможно, и его навыков в подсчетах. Потому что его будущее по большей части зависит от него самого, и разумнее всего на протяжении всего работоспособного периода откладывать как можно больше денег. Если обычно инвестируют в будущее, то умный получатель пенсии должен инвестировать в прошлое. Оказавшись в машине времени, нужно обратиться назад к своей жизни и увидеть, когда было больше возможностей для создания своего благосостояния.

Поэтому обсуждение пенсионной темы в раннем возрасте не является рекламой или маркетинговым явлением нашего времени. Это вызвано серьезными изменениями в процессе долгого социального развития. Изменения сложных процессов сложно предсказать, но что-то можно увидеть уже сейчас. Например, отношение к наемному труду и здоровью. Последнее является таким же ресурсом, как и деньги. Оно необходимо для работы и адаптации к изменяющимся условиям. Здоровье можно получить, беречь и потерять. Как и деньги, сегодня здоровье теряет свою будущую ценность. Жизнь кончится в будущем, когда кончится и здоровье. Значит, ты должен заранее позаботиться о том, чтобы его хватило на будущее.

Не будем спорить, умирают ли от неимения денег, но в случае потери здоровья безденежье ситуацию точно не улучшит. Поэтому эта часть жизни тоже заслуживает планирования. К сожалению, ситуация с зарабатыванием денег становится очень сложной, но все же не безнадежной.

В развитых странах рост производительности, длившийся около века, частично повлиял на рост зарплат, и частично - на изменение сути работы и сокращение времени работы. Рост зарплат больше заметен в разрыве оплаты труда, когда во время роста доходов всего населения получающие меньшую зарплату не могут почувствовать ее рост, так как покупательскую способность маленького дохода съедает растущая инфляция. Но благодаря подешевению товаров количество и качество покупаемых в магазинах вещей быстро улучшилось, особенно для бедных. Наглядно говоря, самая дешевая машина сегодня лучше, чем был когда-то давно автомобиль класса люкс, а в игровых приставках сегодня установливаются более мощные компьютеры, чем компьютеры в промышленной или банковской сфере несколько поколений назад.

По причине актуальности темы зарплат две другие темы отошли на задний план - изменившаяся работа и сокращение рабочего времени. Вопрос зарплаты по сути является вопросом эффективности затрат - как за одну единицу получить больший доход? Или как при хороших доходах выплачивать более низкие зарплаты? Тот, кто способен решить эту задачу, получает более высокую плату. Это поначалу, пока не придет их очередь.

Работа для “других воротничков”

Нас накрыл век автоматики. Большую часть сегодняшней работы в прошлом веке и работой бы не назвали. Суть и трактовка работы изменились. Из понятия «работа» изчезли грязь, опасность и принуждение. Вместо них появились такие абстрактные понятия как хороший дизайн, мода, дружелюбное использование и другие. Работу автоматизировали. По этой причине исчезает часть работы средней сложности и часть работы, требущей высокой подготовки. Председатель правления IBM Джинни Рометти недавно посоветовала помимо рабочих «синих воротничков» и офисных «белых воротничков» создать новый вид рабочего класса – «других воротничков». К ним относятся профессии, которые еще не значатся в учебных планах, поскольку они составляют комбинацию профессий, считавшихся независимыми. Свежие оценки экспертов предсказывают автоматизацию трети или половины сегодняшних профессий в течение ближайшей дюжины лет. Понятие «других воротничков» указывает на необходимость сосредоточиться на развитии разносторонней компетентности вместо конкретного навыка.

Поиск рабочей силы зависит от нового понимания разделения труда и договоренностей по части необходимых навыков. В качестве примера можно привести процесс изменения зоны ответственности врачей и медсестер. Часть работы, связанной со здравоохранением, с помощью технологий перешла от медсестер к пациентам, в то же время медсестры стали выполнять некоторые обязанности врача. Работу врачам добавляют возможность диагностики при помощи технологий, а также рост числа пациентов, что связано с увеличением продолжительности жизни. Процесс перемен  продолжается!

Свободное время уходит на работу?

Передавая все больше работы машинам, появилась необходимость решения для распределения работы между машинами и людьми. И теперь мы стоим перед вопросом: как организовать оставшуюся работу? Можно также спросить: что делать со свободным временем? И это зависит от нашей культуры – просто нужно работать. Теперь у нас есть время и технические возможности заниматься сразу несколькими делами, поэтому по возможности на себя берут всю оставшуюся работу. Разделять отдых и труд становится все сложнее. Это идет на пользу работе, поскольку теперь считается, что благодаря технологическим решениям ты находишься в постоянном распоряжении работодателя и отвечаешь за служебные задания 24 часа 7 дней в неделю. Это рабочий режим машин, а у человека при таком режиме страдают здоровье и самочувствие. Сейчас разрабатывается закон, призванный разделить личное и рабочее время, порождающий странные реакции. Так, во Франции установлен порядок, согласно которому после рабочего дня нельзя высылать работнику электронные письма. Нельзя даже предположить, чтобы он думал о работе.

Должен ли работник быть в распоряжении работодателя и отвечать за служебные задачи 24 часа в сутки 7 дней в неделю?
Должен ли работник быть в распоряжении работодателя и отвечать за служебные задачи 24 часа в сутки 7 дней в неделю? Фото: Kas tehnoloogilise infolüli kaudu peaks töötaja olemas tööandja käsutuses ning vastutama tööülesannete eest 24/7?

Работают до последнего дыхания

Можно испугаться мысли о работе до последнего дыхания, точнее, до смерти. С другой стороны такой возможности у нас и не будет, поскольку на всех работы не хватит. За примером можно обратиться к Японии, где в крупных предприятиях с высокой автоматизацией существуют т.н. oidashibeya – комнаты для сотрудников, которых заменили машины и инфотехнологии. Каждое утро в эти комнаты приходят люди. Кто-то читает газету, кто-то смотрит телевизор или общается. В конце рабочего дня они идут домой. Их рабочие места заняли машины, но они отказались от сокращения, несмотря на то, что им предлагается крупное вознаграждение. Причина отказа от компенсации кроется в японской культуре: люди десятилетиями работали на работодателя, отдыхая лишь несколько дней в году, с расчетом, что работодатель позаботится об их пенсии. К сожалению, мир изменился.

Какие выводы можно сделать? Сегодняшняя трудоспособность сопряжена с будущим, особенно если ты откладываешь деньги. Сегодняшнее здоровье формирует будущее в любом случае – заботишься ты о нем или нет. Нынешняя организация труда и жизни меняются относительно быстро. Возможно, в лучшую сторону, но это зависит от твоей способности приспосабливаться к переменам. То есть от готовности учиться новому, от созданных экономических и социальных ресурсов и, опять же, отздоровья.

Copy
Наверх